Чудеса на песке.

Кто из нас в детстве не играл в песочнице? Все! Формочки, совочки, ведерки –первое, что родители приобретают ребенку.

Первые контакты детей друг с другом начинаются тоже в песочнице. Игре с песком не надо учить ребенка – он это сделает сам. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Психологи утверждают, что взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Игры с песком делают жизнь детей разнообразной и интересной, поэтому именно мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих играх и

занятиях.

Организуя игры с песком, можно решать разные задачи:

•знакомить детей с окружающим миром (свойства песка);

•учить выделять особенности песка, в соответствии с их свойствами использовать в поделках;

•развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

•активизировать речь и обогащать словарь детей.

Дома можно выделить «уголок песка».

Устанавливая ящик с песком, нужно помнить:

* доступ к нему должен быть свободен;

* песок должен быть чистым, просеянный, не слишком крупным или слишком

мелким, влажным;

* песком заполняется часть ящика;

* перед игрой в песок необходимо закатать рукава и одеть фартуки.

Нужно научить детей аккуратности и опрятности при занятии с песком.

Договоритесь о правилах работы:

«Если сыплешь ты песок

Рядом веник и совок».

Для игры с песком необходимо приготовить следующие материалы:

*сосуды разных форм и объемов (ложечки, ведерки, чашки, баночки, формочки);

* природные материалы: ракушки, веточки, камни, шишки;

* прочие материалы: лопатки, лейки, сито, грабли, клеенчатые фартуки;

* «коллекции» миниатюрных фигурок высотой не более 8 см. (животные, персонажи, растения, постройки).

 

Словом все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции». 

Сбор оборудования для игры не будет обременительным, т. к. сегодня каждый ребенок, встречается с фигурками из «киндер – сюрприза», можно вылепить фигурки из теста, вырезать из бумаги.

Теперь у вас есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по «Стране Песочных Игр».

Перед вами песок. Естественное желание погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить между пальцами, чувствовать при этом тепло собственных рук.

Приятные воспоминания охватило вас: детство, море, солнце. Чувства переполняют вас, и хочется поделиться ими. А рядом ребенок. Он должен чувствовать тоже, что и вы. Его маленькие ручки только, что соприкоснулись с уникальным явлением природы, он стоит на пороге открытия.

Сейчас мы вместе сделаем самые важные шаги по дороге познания, а игры с песком помогут вам в этом.

Начинать надо с игр на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

«Чувствительные ладошки»

Предложите детям потрогать песок. Какой он? Когда двигают ручками, ощущают ли маленькие песчинки? Тепло или прохладно? Предложить детям рассказать о том, что чувствуют.

«Отпечатки наших рук»

Подвигать руками, «по скользить» ладонями по поверхности песка, выполнить зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.). выполнить движения, поставив ладони на ребро, пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.

«Чьи следы на песке? »

Создать отпечатки ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство с объектами окружающего мира (солнышко, цветочек, дождик). Можно сгруппировать пальцы по два, три и добавить кулачек. Получатся загадочные следы. Чьи они?

 

«Что же спрятано в песок?»

(вариант игры «Чудесный мешочек»)

Можно закопать в песок несколько предметов или игрушек. Предложить на ощупь узнать: что это или кто? Усложним задачу. Загадаем загадку, а отгадка закопана в песке.

Отгадав загадку, ребенок проверяет себя откапывая разгадку.

«Лепим колобки»

Предложить поиграть в «Булочную». Налепить пирожков, накатать колобков, сделать торты. Украсить их с помощью цветов, ягод, листочков.

«Пустыня»

Дети моделируют в песочнице пустыню. Расставляют кусты, насыпают барханы, расселяют животных. Появилась прекрасная возможность повторить знания детей о животных данной географической зоны.

 

Итак, малыш получил первый опыт успешного взаимодействия с песком. А теперь можно начинать изучать свойства и экспериментировать песком. 

Опыты с песком

«Что такое песок? »

Взять стаканчик с песком и аккуратно насыпать его на лист бумаги.

Поинтересуйтесь у детей легко ли сыплется песок? Какой он? (желтый, рассыпчатый, состоит из песчинок). Какой формы песчинки? Дается возможность рассмотреть и потрогать песок на ощупь.

«Из чего состоит песок? »

Чтобы рассмотреть песок потребуется прибор – помощник. Возьмите лупу, рассмотрите песок. Как выглядят песчинки? Они маленькие, круглые, полупрозрачные. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Как расположены

песчинки? (отдельно).

«Почему песок хорошо сыплется? »

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Дети убеждаются, что сухой песок хорошо сыпется,

т. к. каждая песчинка находится отдельно друг от друга.

«Где вода? »

Наливаем в стаканчик с песком воду (ровно столько, чтобы она полностью ушла в песок). Оставляем и понаблюдаем, куда исчезла вода.

«Посади дерево»

Взрослый вместе с детьми пробует посадить дерево (палочку) с начало в емкость с песком, потом в емкость с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный) .

«Песок хорошо пропускает воду, глина плохо»

Пропустите воду, через песок и глину, размещенные в воронках. Понаблюдайте. Из воронки, в которой находится песок, начинает капать вода. Из воронки, в которой глина,

вода не капает.

Важно не просто организовать опыты под руководством взрослого,

а предоставить детям простор для самостоятельного экспериментирования.

Желаю удачи!