Ребенок

и

сенсорная интеграция.

Восприятие и мышление ребенка-дошкольника развивается на основе взаимодействия с миром, который его окружает, в процессе разнообразных движений: он поворачивает голову в сторону звуков, протягивает руки к привлекающим его объектам, выполняет операции с предметами. Очень важно обеспечить ребенку-дошкольнику полноценное сенсомоторное развитие- и таким образом заложить фундамент для его адаптации и социализации в обществе.

Сенсорная интеграция-это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека с окружающей средой, в которой он находится. Разнообразная информация складывается в единую картину мира и дает адекватное представление о себе самом в этом мире. Поэтому сенсорная интеграции чрезвычайна важна в развитии ребенка.

Нарушение сенсорной интеграции

     Мозг не обрабатывает и не упорядочивает потоки сенсорных импульсов, и в результате человек не получает точную информацию о себе и окружающем мире. Некорректная обработка сенсорных сигналов сказывается также на поведении и обучении; человек, как правило, чувствует, что с ним что-то не так, и не может справиться с простыми задачами и стрессом.

Некорректная обработка сенсорных сигналов сказывается и на поведении.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции.

1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша) ; избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с пониманием и выполнением инструкций;  избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься.

2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности 

3. Расстройства мышечного тонуса 

4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики) 

5. Двигательная неуклюжесть 

6. Трудности в концентрации, импульсивность 

7. Быстрая утомляемость 

8. Отказ от социальных контактов 

9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении 

10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования 

 

Как родителям можно помочь ребенку в развитии сенсорно-перцептивных способностей?

Можно такие занятия проводить в домашних условиях.

Занятия по сенсорно-интеграционной терапии проводятся в игровой форме. Помните, что игру в основном направляет внутреннее стремление ребенка. Принуждение здесь чревато потерями. Просто организуйте подходящую обстановку и покажите ребенку, как выполнять какое действие, пока он сам не справится. Не объясняйте логически, покажите на практике! Подбадривайте ребенка, чтобы он почувствовал свои силы, подчеркивайте положительное и пропускайте отрицательное. Фантазия и воображение поддержат в нем интерес, не дадут оставить попытки: горка песка может превратиться в огромную пустыню, выкапывание ямки – в поиск сокровищ. Дайте волю и своему воображению – и ребенок получит от игры еще больше пользы и удовольствия.

Старайтесь не подрывать веру ребенка в свои силы, заставляя его делать то, что он пока делать не может. Иначе игра утратит смысл. Родители нередко предлагают ребенку с нарушением сенсорной интеграции слишком сложные для него игры.

Примеры игрушек

1. Пустая пластиковая бутылка от напитка. Наполните ее разноцветными бусинами, стеклянными шариками, чем угодно, что будет создавать приятный шум, когда ваш малыш начнет двигать ею и поднимать её. Это хорошее занятие для развития ранних навыков двусторонней координации рук, так как бутылку приходится брать двумя руками.

2. Пластиковая «пузырчатая» обёрточная бумага. Это материал, в который упаковывают многие хрупкие предметы и электронику. Его можно использовать для развития разных видов чувственного опыта или силы пальцев при попытке нажать на пузырь так, чтобы тот лопнул. 

3. Пластиковые коробочки от киндер-сюрпризов. Их можно открывать и закрывать; их можно трясти, наполнив рисом (крышки вполне надёжны); эти коробочки можно использовать даже для игры в сопоставление звуков (наполните каждые две коробочки рисом, фасолью, рисовыми хлопьями и разными другими сухими веществами, чтобы получить по-разному звучащие контейнеры, к каждому из которых ваш малыш может подбирать пару).

4. Картонные коробки. Используются как табуретки, подставки под ноги или «столики» для детей, играющих на полу.

5. Коробки для обуви. Их можно использовать для строительства как большие кубики.

6. Пуговицы. Их можно использовать, чтобы научиться брать и отпускать маленькие предметы; пуговицы также используются в разных видах детского творчества.

Многие другие предметы из нашего обихода, если к ним применить немного фантазии и смекалки, можно использовать в качестве забавных игрушек, и вам не придется тратить деньги.

Широкие полоски ковровой, шелковой, шерстяной, пушистой ткани, наклеенные на банки, помогут ребенку развить тактильную чувствительность. На каждую банку наклеивайте не более трех разных полосок. Играя с банками, ребенок научится различать материалы на ощупь. Можно также связать или сшить отрезки из разных тканей в ленту, а затем дать ребенку разрозненные куски тех же тканей и предложить подобрать пару к каждому отрезку на ленте.

Для стимуляции работы пальцев (развитие мелкой моторики) подойдет различная упаковочная тара, которую можно распаковывать по-разному. Для игр на развитие тонких координированных движений рук подходят всевозможные банки, чашки, вазы и даже обувные коробки. Свяжите кусочки различных ниток, тесьмы или бечевки в длинную ленту, опустите ее в банку, а кончик просуньте в небольшое отверстие, сделанное в крышке банки. Пусть ребенок вытягивает ленту через отверстие в крышке, одновременно наматывая свободный конец на палочку или что-либо подобное. Можно устроить соревнование между детьми: кто из них быстрее вытянет и намотает ленту.

Игры и упражнения для сенсорной интеграции

Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, и т.д.

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха. Вы можете замесить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

Игры с водой и песком

Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией. Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их. Кстати, игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

 Про песочную анимацию можно почитать тут https://burenina-logoped82.jimdofree.com/родительский-клуб/консультации/песочная-анимация/ 

Игры с песком 

https://burenina-logoped82.jimdofree.com/родительский-клуб/консультации/чудеса-на-песке/ 

Вестибулярные движения

Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:

•  батуты

• водные трамплины (бассейн или озеро)

• качели

• раскачивающиеся игрушки

• самокаты

• скейты

• ролики

• шведская стенка

• большие терапевтические мячи

• скакалки (о пользе которых  я писала тут

https://bureninalogoped82.jimdofree.com/родительскийклуб/консультации/скакалка-тренажер-для-мозга-и-тела/ )

• игры с туннелями

• мячи (о пользе которых  я писала тут 

https://burenina-logoped82.jimdofree.com/родительский-клуб/консультации/игры-с-мячом-для-хорошей-учебы/ )

 

Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).

 

Сенсорная интеграция и её упражнения должны быть направлены не только на устранение нарушений, но и на получения удовольствия для ребёнка. Малыш, испытывающий стресс от упражнений, не добьётся высоких результатов, так как чувство дискомфорта будет ему мешать.