«Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича

          Нашему детскому саду присвоен статус региональной инновационной площадки  ГБОУ ДПО НИРО по теме «Разработка и апробация методического сопровождения познавательного направления воспитания детей дошкольного возраста.»

         Цель: Создание условий для познавательного направления воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации игровой технологии интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича. 

          Задачи: Актуализировать развивающую предметно-пространственную среду, материальное и техническое обеспечение реализации программы «Познавательное направление воспитания детей дошкольного возраста средствами технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры», в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Разработать УМК к парциальной модульной программе  «Познавательное направление воспитания детей  дошкольного возраста средствами технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры».

          Подготовить к публикации методические рекомендации по созданию условий в дошкольном образовательном учреждении для развития и воспитания детей дошкольного возраста средствами реализации программы «Познавательное направление воспитания детей дошкольного возраста средствами технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры».

          Обеспечить трансляцию опыта реализации программы «Познавательное направление воспитания детей дошкольного возраста средствами технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» в образовательной практике инновационного детского сада.

                           Сроки деятельности инновационной площадки: 2022 – 2025 гг.

                         Ожидаемые результаты деятельности инновационной площадки:

          Создание качественно нового образовательного пространства и обеспечение перспективности образования за счет внедрения Программы «Познавательное направление воспитания детей дошкольного возраста средствами технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» и привлечет дополнительные ресурсы к ее реализации.  

 

Развитие познавательной активности на логопедических занятиях с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.

        В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой инициативы.

        В условиях современного мира познавательный интерес, активность - есть важнейшие характеристики личности. Познавательный интерес (интеллект) -сам по себе у ребенка не развивается, только от взрослого, который находится рядом с ребенком, зависит формирование познавательного интереса у детей. Это зависит от того, как взрослый общается с ребенком, как организует, руководит процессом познания, какие методы, приемы, принципы использует, какая предметно-развивающая среда окружает ребенка от самого рождения до школы. Только работа в системе дает хороший результат.

        Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.

        Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Это – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием разнообразных факторов: субъективных – это любознательность, усидчивость, воля, мотивация и т.д.; объективных – это окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения.

         К возможным методам и приемам развития познавательной активности на логопедических занятиях можно отнести:

- решение проблемных ситуаций;

- поисковые задания;

- эксперимент;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

- презентации.

        Как определить уровень познавательного интереса у старших дошкольников?

- Если ребенок применяет на практике знания, имеет сильный, глубокий, устойчивый, разносторонний познавательный интерес. Если ребенок активный, мотивированный, самостоятельный – то уровень познавательного интереса высокий.

- Если ребенок проявляет избирательный интерес к чему-либо, к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, делает все нехотя, ждет постоянно похвалы, старается угодить взрослому, интерес не постоянный, эпизодический – то уровень познавательного интереса средний.

- Если ребенок самостоятельно не включается в процесс занятия, не отвечает по собственному желанию, волевые качества не развиты, присутствует простое, поверхностное любопытство; часто отвлекается, невнимательный, присуща эпизодическая бездеятельность, познавательная инертность – то познавательная активность на низком уровне.

        Определив уровень познавательной активности ребенка, мы подбираем  дидактические игры для работы с детьми.

         Для развития познавательной активности дошкольников как нельзя лучше подходят развивающие игры В.В. Воскобовича.

        Перечислим отличительные особенности развивающих игр В.В. Воскобовича.

• Широкий возрастной диапазон участников игр. Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда и учеников средней школы.

• Многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.

• Универсальность по отношению к образовательным программам. Анализ работы педагогов ДОУ показывает, что игры прекрасно вписались в программы образовательных учреждений.

• Творческий потенциал. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта»,  «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы.

• Сказочное оформление.  Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют гласными-акробатами,с гномами и другими героями игр. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.

        Развивающие игры В.В. Воскобовича позволяют:

• подбирать материал разной степени сложности. Конкретным детям всегда можно предложить то, что соответствует в данный момент его возможностям и задачам обучения;

• во время логопедических занятий с использованием развивающих игр у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением речевого материала;

          дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

Игры на развитие познавательной активности мы  включаем  в индивидуальную, подгрупповую, фронтальную непосредственно-образовательную деятельность учителя-логопеда, решая коррекционные задачи.

 

Игры технологии В.В. Воскобовича

«Сказочные лабиринты игры» для развития познавательной активности детей дошкольного возраста с ТНР.

«Угадай голос гнома"

Цель: формирование умения узнавать неречевые звуки.

Атрибуты: герои Кохле, Геле, Фи из пособия «Коврограф Ларчик».

Описание: педагог знакомит детей с героями и их голосами. Затем педагог изображает голос одного из героев, не указывая на картинку. Ребенок угадывает и показывает на героя, чей голос звучал. (Кохле – кох-кох-кох, Геле – ге-ге-ге, Фи – фи-фи-фи).

 «Громко – тихо»

Цель: развитие силы голоса и темпа речи.

Атрибуты: кружки маленькие и большие из пособия «Коврограф Ларчик».

Описание: договариваемся с ребенком, что будем выполнять определенные действия (на громкое слово педагога ребенок выкладывает большой кружок, на тихое слово – маленький).

«Накорми Жужу и Фифу»

Цель: развитие слухового внимания.

Атрибуты: цветные кружки из пособия «Коврограф Ларчик», герои пчелка Жужа и гусеница Фифа.

Описание: педагог предлагает детям накормить Жужу (цветные кружки- цветки) и Фифу(зеленые кружки – листики). Положи им столько листиков(цветков) – сколько хлопков услышишь.

«Слушай, смотри!"

Цель: формирование умения различать сходные между собой по звучанию слова.

Атрибуты: герои Кохле, Геле, Фи, Белыш из пособия «Коврограф Ларчик».

Описание: педагог ставит картинку на коврограф и дает задание: «Я буду называть по два слова. Повтори только то слово, к которому есть картинка. Пары слов: Кохле-Охле, Зеле-Желе, Белыш-Черныш.

 

«Исправь ошибки Ляп-ляпа»

Цель: формирование умения различать сходные между собой по звучанию звуки.

Атрибуты: пособие «Коврограф Ларчик», герой Ляп-ляп.

Описание: Ляп-ляп гостил в деревне у бабушки и вот, что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса пригнула через забор.

Колова дает вкусное молоко

Рошадь жует

Сочную траву.

Кочка ловит мышку.

Собаха сторожит дом.

«Выбери тропинку»

Цель: формирование умения различать сходные между собой по звучанию слова.

Атрибуты: разноцветные липкие линии из пособия «Коврограф Ларчик».

Описание: педагог подбирает длинные и короткие слова в соответствии с темой и целью занятия. Инструкция: выложи короткую тропу если услышишь короткое слово; выложи длинную тропу, если услышишь длинное слово.

«Парочки»

Цель: формирование умения различать сходные между собой по звучанию слова.

Атрибуты: герои из пособия «Коврограф Ларчик», разноцветные липкие линии.

Описание: педагог просит назвать имена героев на коврографе и соединить линиями те из них, имена которых звучат похоже.

  «Помоги Охле»

Цель: развитие умения анализировать звуковые сочетания гласных.

Атрибуты: гном Охле и гном Фи, красные кружки из пособия «Коврограф Ларчик», пано Фиолетовый лес.

Описание: гном Охле потерялся в фиолетовом лесу и зовет на помощь своего друга Фи. Выложи кружочками песенку, которую он кричит «АУ».

«Чудо-цветик»

Цель: формирование умения различать сходные между собой по звучанию звуки.

Атрибуты: пособие «Чудо – цветик».

Описание: на лепестках Чудо-цветика наклеены разные предметы. Узнать название цветка можно, выделив в названиях предметов первые звуки.

"Куда спрятался звук?»

Цель: формирование умения различать сходные между собой по звучанию звуки.

Атрибуты: пособие коврограф Ларчик (три круга или три квадрата одного цвета, разноцветные липкие линии).

Описание: из линий сделать домик с крышей и тремя окнами. Ребенка просим разложить картинки, в названии которых определенный звук слышится вначале слова – в первое окно, в конце слова – в последнее окно, в середине слова – в среднее окно.

         Мы заметили, что при  систематическом использовании  игр В.В.Воскобовича на логопедических занятиях,  дети становятся  активными, мотивированными, любознательными, а значит повышается уровень их познавательной активности.

 

Download
Конспект занятия "Гласные буквы" с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича
КОНСПЕКТ занятия Гласные буквы( игры В.В
Adobe Acrobat Document 213.2 KB

Использование  игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» при создании авторских сказок и стихов для дошкольников с ТНР по теме «Знакомство с буквами»

        В соответствии с требованиями Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для формирования у детей мотивации к школьному обучению, в работу по развитию речи детей с ТНР включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте. 

         У многих детей с тяжелыми речевыми нарушениями при обучении грамоте возникают трудности на этапе знакомства с буквами. 

Чтобы дети не смешивали буквы по акустическому или оптическому сходству, нужно активизировать работу зрительного, слухового, речедвигательного,  тактильного, кинестетического анализаторов.

          Когда мы показываем букву и предлагаем назвать, ребенок соотносит ее внешний образ с соответствующим звуком и воспроизводит его. В этот период особенно важно помочь детям запомнить ее графическое изображение и правильно соотнести с фонемой, чтобы не закрепить неправильное представление о букве.

         Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерна несформированность фонетико-фонематических процессов, оптического восприятия,   пространственных отношений, памяти, внимания, мышления, операций звукового анализа и синтеза. При обучении чтению детей это становится причиной более длительного периода усвоения букв, их смешивания, поэтому со многими из них приходится многократно повторять буквы. Все эти трудности могут вызвать у детей негативную реакцию на процесс чтения, у них пропадает интерес и желание заниматься, снижается познавательная активность.

      Чтобы этого не случилось, в коррекционной работе по обучению грамоте детей необходимо использовать игровые моменты, искать нестандартные решения инновационной педагогики, которые создают мотивацию для обучения чтению и делают его занимательным.        

Наш педагогический коллектив находится в постоянном поиске  увлекательных, эффективных педагогических, игровых технологий, способствующих оптимизации коррекционной работы.                 Игровая технология интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича привлекла наше внимание.

          В основе технологии «Сказочные лабиринты игры» лежит игровая форма взаимодействия взрослого и детей, через реализацию определённого сюжета (игры и сказки). Её целью является развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Данная технология имеет ряд особенностей:

- широкий возрастной диапазон участников (с одной и той же игрой могут заниматься дети и трёх, и семи лет);

-многофункциональность развивающих игр (одна игра может решить большое количество образовательных задач);

- вариативность игровых заданий и упражнений (к каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи);

- творческий потенциал каждой игры (игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым).

        Мы пришли к выводу, что используя данную игровую технологию в педагогическом процессе, возможно обучать детей легко и эффективно.

        Было решено начать поэтапное внедрение игровой технологии В.В. Воскобовича в образовательный процесс. 

         Наше ДОУ ведет инновационную деятельность по использованию игровой технологии интеллектуально-творческого развития В.В.Воскобовича на федеральном и региональном уровнях.

Педагоги группы компенсирующей направленности для детей с ТНР  приняли решение  знакомить дошкольников с буквами при помощи авторских сказок и стихов, используя игровую технологию В.Воскобовича.

        Для этого нам предстояло разработать авторские сказки и стихи и с их помощью познакомить детей с буквами. Тем самым способствовать формированию мотивации к школьному обучению, формированию звуковой  аналитико-синтетической  активности как предпосылки обучения  грамоте и развитию  оптико-пространственных  и моторно-графических навыков.

        Раньше,  для запоминания букв, мы использовали стихотворения разных авторов. На практике мы поняли, что не каждое стихотворение может помочь ребенку с ТНР вспомнить ту или иную букву. Например, когда ребенок учит стихотворение о букве П:

На хоккее , на футболе.

Буква П- ворота в поле

        Ребенок, глядя на букву П, пытаясь вспомнить, как она называется,  вспоминает строчки стихотворения, предмет, на которых похожа буква «Буква П  ввворота» и, выделяя первый звук в слове, показывая на букву «П», называет букву «В».

        Поэтому мы, разрабатывая авторские  сказки и стихи, учли этот момент. Подбирая героев и придумывая стихи, мы старались отталкиваться от звука. Поэтому наша сказка и стихотворение о букве П звучит так:

         Однажды гном Зеле пошел погулять по осеннему лесу. И вдруг, гуляя по лесу, он услышал странный звук: «П-п-п-п!!!». 

-Кто здесь? – спросил Зеле.

А в ответ он только слышал:  «П-п-п!». Вышел  гном Зеле на полянку и увидел паучка, который сидел на пеньке, плел паутинку и пыхтел.

«П-П-П!»- паучок пыхтит,

На пеньке сидит,

Паутинку плетет,

Свою песенку поет.

-Так вот, кто пыхтит на весь лес?!

     Гному Зеле очень понравилась кружевная работа паучка. Когда паучок слез с пенька, Зеле увидел, что  пенек похож на букву П. 

-А я как раз знаю ребят, которые знакомятся с разными звуками. Думаю, им будет интересно поиграть и с твоим звуком , паучок.  

-Ребята, поиграем сегодня со звуком паучка?

Далее, выполняя разные задания паучка, дети знакомятся со звуком «п» и запоминают букву «П». 

          В последующем дети, гладя на букву, вспоминают пенек, паучка, паутинку и называют букву П.  Одновременно с этим происходит развитие фонематического слуха, овладение более сложной формой фонематического анализа: дети учатся выделять первый звук в слове. 

          По такому же принципу придумывались сказки и стихи и про другие буквы. Некоторые стихи мы заимствовали у других авторов, но немного изменяли их, опираясь на сюжет сказки. Узнавать новые буквы детям помогали гномы и другие герои волшебного леса.

Знакомясь с буквой М, дети слушали сказку о том, как сломался мост.

М

Мост сломался под ногами гнома,

Но эта ситуация гному знакома.

Гном не огорчается,

А с горки катается.

В другой сказке дети, вместе с остальными гномами поздравляли гномика Фи с днем рождения и дарили ему торт.

Т

Гномы тортик испекли Фи на день рождения.

Этот тортик так хорош и на букву Т похож.

При знакомстве с буквой К гномам приходил клоун.

Гномы клоуна позвали,

Он их веселил.

Танцевал, играл он с ними,

А потом решил:

Показать красивую,

Букву К любимую.

Клоун вверх подбросил мяч,

Крутит обруч.

Вот циркач!

Этот клоун так хорош,

И на букву К похож.

Когда дети знакомились с буквой «Н», они рисовали  из веревочек для гномов нового друга.

Н

Новый друг у нас хорош.

И на букву «Н» похож.

Ножки, носик у него,

Рисовать его легко.

Слоненок, который пришел в гости к гномам, познакомил ребят с буквой «с».

К гномам слон пришел играть,

Свою букву показать.

Хобот ловко закрутил,

Букву С так смастерил.

          На каждом занятии дети проживают со сказочными персонажами различные сюжеты и события.  Детей не оставляют равнодушными сказочные задания, которые они выполняют с помощью разных игр и пособий В.Воскобовича. 

            Решая задачи по формированию  звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, мы используем  «Эталонные фигуры Ларчик», Кораблик «Плюх-Плюх», Кораблик «Брызг-Брызг». Дети выполняют такие задания как, «Помоги гному выложить его песенку(слог)», «Отправь в плавание на кораблике слово «кот», дети выкладывают звуковую схему.  ит.д.

          Для развития оптико-пространственных  и моторно-графических навыков  мы используем Коврографы Мини-Ларчик, на которых дети с помощью волшебных, цветных веревочек рисуют новую букву. 

          В усвоении зрительного образа буквы  нам также помогают игры «Шнур-Малыш», «Набор букв и знаков Ларчик», «Конструктор букв». 

        Сказочные персонажи игр В.В.Воскобовича помогают сделать занятие ярким и увлекательным. Слушая сказку, дети становятся активными участниками, взаимодействуя с героями, помогая им, придумывают слова на определенный звук, подбирают картинки.

        Процесс обучения чтению детей с тяжелыми нарушениями речи- сложный, кропотливый, но благодаря игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», он стал увлекательным, ярким. Дети каждый раз с нетерпением ждут новую сказку, горят желанием познакомиться с новыми героями, помочь им или просто поиграть с ними в интересные игры.

         Родители наших воспитанников тоже отметили, что дети в этом учебному году играя, быстро и легко, запомнили много букв. У ребят  появились огромный интерес и желание быстрее научиться читать. Многие из детей в конце этого учебного года  уже начали читать короткие слова, чему были очень рады родители.

Поэтому эту работу мы планируем продолжить и в подготовительной к школе группе. Будем придумывать новые сказки, и отрабатывать навыки чтения с помощью других развивающих игр В.В.Воскобовича. Это игры-эрудиты «Чтение через игру» - шнуровки :«Снеговик», «Ромашка», «Яблонька», «Парусник», графический тренажер «Игровизор», «Читайка на шариках». Ребята  уже в конце этого учебного года начали знакомиться с этими играми.  

 

        Я уверена, что благодаря  с играм В.В.Воскобовича у наших детей сформируется мотивационная готовность к школьному обучении. И сейчас играя, «читаючи» , в школе они будут читать, играючи. 

 

 

Сказка "Знакомство с буквой К"

Посмотрите, ребята, однажды в гости к гномам пришел клоун. Ему лесные жители сказали, что гномы грустят, ничто их не может развеселить. Клоун решил исправить эту ситуацию. Он решил удивить и развеселить гномов, показав им интересное представление. Одной рукой клоун стал подбрасывать мяч, а на ноге крутить обруч. гномам стало весело!  

 

Гномы клоуна позвали.

Он их веселил

Танцевал, играл он с ними,

А потом решил:

Показать красивую,

Букву К любимую.

Клоун вверх подбросил мяч,

Крутит обруч.

Вот циркач!

Этот клоун так хорош,

 

И на букву К похож.

А вы, ребята, увидели букву К?