Нашему детскому саду присвоен статус региональной инновационной площадки ГБОУ ДПО НИРО по теме «Разработка и апробация методического сопровождения познавательного направления воспитания детей дошкольного возраста.»
Цель: Создание условий для познавательного направления воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации игровой технологии интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича.
Задачи: Актуализировать развивающую предметно-пространственную среду, материальное и техническое обеспечение реализации программы «Познавательное направление воспитания детей дошкольного возраста средствами технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры», в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Разработать УМК к парциальной модульной программе «Познавательное направление воспитания детей дошкольного возраста средствами технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры».
Подготовить к публикации методические рекомендации по созданию условий в дошкольном образовательном учреждении для развития и воспитания детей дошкольного возраста средствами реализации программы «Познавательное направление воспитания детей дошкольного возраста средствами технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры».
Обеспечить трансляцию опыта реализации программы «Познавательное направление воспитания детей дошкольного возраста средствами технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» в образовательной практике инновационного детского сада.
Сроки деятельности инновационной площадки: 2022 – 2025 гг.
Ожидаемые результаты деятельности инновационной площадки:
Создание качественно нового образовательного пространства и обеспечение перспективности образования за счет внедрения Программы «Познавательное направление воспитания детей дошкольного возраста средствами технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» и привлечет дополнительные ресурсы к ее реализации.
Развитие познавательной активности на логопедических занятиях с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой инициативы.
В условиях современного мира познавательный интерес, активность - есть важнейшие характеристики личности. Познавательный интерес (интеллект) -сам по себе у ребенка не развивается, только от взрослого, который находится рядом с ребенком, зависит формирование познавательного интереса у детей. Это зависит от того, как взрослый общается с ребенком, как организует, руководит процессом познания, какие методы, приемы, принципы использует, какая предметно-развивающая среда окружает ребенка от самого рождения до школы. Только работа в системе дает хороший результат.
Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.
Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Это – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием разнообразных факторов: субъективных – это любознательность, усидчивость, воля, мотивация и т.д.; объективных – это окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения.
К возможным методам и приемам развития познавательной активности на логопедических занятиях можно отнести:
- решение проблемных ситуаций;
- поисковые задания;
- эксперимент;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- презентации.
Как определить уровень познавательного интереса у старших дошкольников?
- Если ребенок применяет на практике знания, имеет сильный, глубокий, устойчивый, разносторонний познавательный интерес. Если ребенок активный, мотивированный, самостоятельный – то уровень познавательного интереса высокий.
- Если ребенок проявляет избирательный интерес к чему-либо, к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, делает все нехотя, ждет постоянно похвалы, старается угодить взрослому, интерес не постоянный, эпизодический – то уровень познавательного интереса средний.
- Если ребенок самостоятельно не включается в процесс занятия, не отвечает по собственному желанию, волевые качества не развиты, присутствует простое, поверхностное любопытство; часто отвлекается, невнимательный, присуща эпизодическая бездеятельность, познавательная инертность – то познавательная активность на низком уровне.
Определив уровень познавательной активности ребенка, мы подбираем дидактические игры для работы с детьми.
Для развития познавательной активности дошкольников как нельзя лучше подходят развивающие игры В.В. Воскобовича.
Перечислим отличительные особенности развивающих игр В.В. Воскобовича.
• Широкий возрастной диапазон участников игр. Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда и учеников средней школы.
• Многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.
• Универсальность по отношению к образовательным программам. Анализ работы педагогов ДОУ показывает, что игры прекрасно вписались в программы образовательных учреждений.
• Творческий потенциал. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы.
• Сказочное оформление. Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют гласными-акробатами,с гномами и другими героями игр. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.
Развивающие игры В.В. Воскобовича позволяют:
• подбирать материал разной степени сложности. Конкретным детям всегда можно предложить то, что соответствует в данный момент его возможностям и задачам обучения;
• во время логопедических занятий с использованием развивающих игр у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением речевого материала;
дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
Игры на развитие познавательной активности мы включаем в индивидуальную, подгрупповую, фронтальную непосредственно-образовательную деятельность учителя-логопеда, решая коррекционные задачи.
Игры технологии В.В. Воскобовича
«Сказочные лабиринты игры» для развития познавательной активности детей дошкольного возраста с ТНР.
«Угадай голос гнома"
Цель: формирование умения узнавать неречевые звуки.
Атрибуты: герои Кохле, Геле, Фи из пособия «Коврограф Ларчик».
Описание: педагог знакомит детей с героями и их голосами. Затем педагог изображает голос одного из героев, не указывая на картинку. Ребенок угадывает и показывает на героя, чей голос звучал. (Кохле – кох-кох-кох, Геле – ге-ге-ге, Фи – фи-фи-фи).
«Громко – тихо»
Цель: развитие силы голоса и темпа речи.
Атрибуты: кружки маленькие и большие из пособия «Коврограф Ларчик».
Описание: договариваемся с ребенком, что будем выполнять определенные действия (на громкое слово педагога ребенок выкладывает большой кружок, на тихое слово – маленький).
«Накорми Жужу и Фифу»
Цель: развитие слухового внимания.
Атрибуты: цветные кружки из пособия «Коврограф Ларчик», герои пчелка Жужа и гусеница Фифа.
Описание: педагог предлагает детям накормить Жужу (цветные кружки- цветки) и Фифу(зеленые кружки – листики). Положи им столько листиков(цветков) – сколько хлопков услышишь.
«Слушай, смотри!"
Цель: формирование умения различать сходные между собой по звучанию слова.
Атрибуты: герои Кохле, Геле, Фи, Белыш из пособия «Коврограф Ларчик».
Описание: педагог ставит картинку на коврограф и дает задание: «Я буду называть по два слова. Повтори только то слово, к которому есть картинка. Пары слов: Кохле-Охле, Зеле-Желе, Белыш-Черныш.
«Исправь ошибки Ляп-ляпа»
Цель: формирование умения различать сходные между собой по звучанию звуки.
Атрибуты: пособие «Коврограф Ларчик», герой Ляп-ляп.
Описание: Ляп-ляп гостил в деревне у бабушки и вот, что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса пригнула через забор.
Колова дает вкусное молоко
Рошадь жует
Сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.
«Выбери тропинку»
Цель: формирование умения различать сходные между собой по звучанию слова.
Атрибуты: разноцветные липкие линии из пособия «Коврограф Ларчик».
Описание: педагог подбирает длинные и короткие слова в соответствии с темой и целью занятия. Инструкция: выложи короткую тропу если услышишь короткое слово; выложи длинную тропу, если услышишь длинное слово.
«Парочки»
Цель: формирование умения различать сходные между собой по звучанию слова.
Атрибуты: герои из пособия «Коврограф Ларчик», разноцветные липкие линии.
Описание: педагог просит назвать имена героев на коврографе и соединить линиями те из них, имена которых звучат похоже.
«Помоги Охле»
Цель: развитие умения анализировать звуковые сочетания гласных.
Атрибуты: гном Охле и гном Фи, красные кружки из пособия «Коврограф Ларчик», пано Фиолетовый лес.
Описание: гном Охле потерялся в фиолетовом лесу и зовет на помощь своего друга Фи. Выложи кружочками песенку, которую он кричит «АУ».
«Чудо-цветик»
Цель: формирование умения различать сходные между собой по звучанию звуки.
Атрибуты: пособие «Чудо – цветик».
Описание: на лепестках Чудо-цветика наклеены разные предметы. Узнать название цветка можно, выделив в названиях предметов первые звуки.
"Куда спрятался звук?»
Цель: формирование умения различать сходные между собой по звучанию звуки.
Атрибуты: пособие коврограф Ларчик (три круга или три квадрата одного цвета, разноцветные липкие линии).
Описание: из линий сделать домик с крышей и тремя окнами. Ребенка просим разложить картинки, в названии которых определенный звук слышится вначале слова – в первое окно, в конце слова – в последнее окно, в середине слова – в среднее окно.
Мы заметили, что при систематическом использовании игр В.В.Воскобовича на логопедических занятиях, дети становятся активными, мотивированными, любознательными, а значит повышается уровень их познавательной активности.
Использование игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» при создании авторских сказок и стихов для дошкольников с ТНР по теме «Знакомство с буквами»
В соответствии с требованиями Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для формирования у детей мотивации к школьному обучению, в работу по развитию речи детей с ТНР включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте.
У многих детей с тяжелыми речевыми нарушениями при обучении грамоте возникают трудности на этапе знакомства с буквами.
Чтобы дети не смешивали буквы по акустическому или оптическому сходству, нужно активизировать работу зрительного, слухового, речедвигательного, тактильного, кинестетического анализаторов.
Когда мы показываем букву и предлагаем назвать, ребенок соотносит ее внешний образ с соответствующим звуком и воспроизводит его. В этот период особенно важно помочь детям запомнить ее графическое изображение и правильно соотнести с фонемой, чтобы не закрепить неправильное представление о букве.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерна несформированность фонетико-фонематических процессов, оптического восприятия, пространственных отношений, памяти, внимания, мышления, операций звукового анализа и синтеза. При обучении чтению детей это становится причиной более длительного периода усвоения букв, их смешивания, поэтому со многими из них приходится многократно повторять буквы. Все эти трудности могут вызвать у детей негативную реакцию на процесс чтения, у них пропадает интерес и желание заниматься, снижается познавательная активность.
Чтобы этого не случилось, в коррекционной работе по обучению грамоте детей необходимо использовать игровые моменты, искать нестандартные решения инновационной педагогики, которые создают мотивацию для обучения чтению и делают его занимательным.
Наш педагогический коллектив находится в постоянном поиске увлекательных, эффективных педагогических, игровых технологий, способствующих оптимизации коррекционной работы. Игровая технология интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича привлекла наше внимание.
В основе технологии «Сказочные лабиринты игры» лежит игровая форма взаимодействия взрослого и детей, через реализацию определённого сюжета (игры и сказки). Её целью является развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Данная технология имеет ряд особенностей:
- широкий возрастной диапазон участников (с одной и той же игрой могут заниматься дети и трёх, и семи лет);
-многофункциональность развивающих игр (одна игра может решить большое количество образовательных задач);
- вариативность игровых заданий и упражнений (к каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи);
- творческий потенциал каждой игры (игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым).
Мы пришли к выводу, что используя данную игровую технологию в педагогическом процессе, возможно обучать детей легко и эффективно.
Было решено начать поэтапное внедрение игровой технологии В.В. Воскобовича в образовательный процесс.
Наше ДОУ ведет инновационную деятельность по использованию игровой технологии интеллектуально-творческого развития В.В.Воскобовича на федеральном и региональном уровнях.
Педагоги группы компенсирующей направленности для детей с ТНР приняли решение знакомить дошкольников с буквами при помощи авторских сказок и стихов, используя игровую технологию В.Воскобовича.
Для этого нам предстояло разработать авторские сказки и стихи и с их помощью познакомить детей с буквами. Тем самым способствовать формированию мотивации к школьному обучению, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте и развитию оптико-пространственных и моторно-графических навыков.
Раньше, для запоминания букв, мы использовали стихотворения разных авторов. На практике мы поняли, что не каждое стихотворение может помочь ребенку с ТНР вспомнить ту или иную букву. Например, когда ребенок учит стихотворение о букве П:
На хоккее , на футболе.
Буква П- ворота в поле
Ребенок, глядя на букву П, пытаясь вспомнить, как она называется, вспоминает строчки стихотворения, предмет, на которых похожа буква «Буква П ввворота» и, выделяя первый звук в слове, показывая на букву «П», называет букву «В».
Поэтому мы, разрабатывая авторские сказки и стихи, учли этот момент. Подбирая героев и придумывая стихи, мы старались отталкиваться от звука. Поэтому наша сказка и стихотворение о букве П звучит так:
Однажды гном Зеле пошел погулять по осеннему лесу. И вдруг, гуляя по лесу, он услышал странный звук: «П-п-п-п!!!».
-Кто здесь? – спросил Зеле.
А в ответ он только слышал: «П-п-п!». Вышел гном Зеле на полянку и увидел паучка, который сидел на пеньке, плел паутинку и пыхтел.
«П-П-П!»- паучок пыхтит,
На пеньке сидит,
Паутинку плетет,
Свою песенку поет.
-Так вот, кто пыхтит на весь лес?!
Гному Зеле очень понравилась кружевная работа паучка. Когда паучок слез с пенька, Зеле увидел, что пенек похож на букву П.
-А я как раз знаю ребят, которые знакомятся с разными звуками. Думаю, им будет интересно поиграть и с твоим звуком , паучок.
-Ребята, поиграем сегодня со звуком паучка?
Далее, выполняя разные задания паучка, дети знакомятся со звуком «п» и запоминают букву «П».
В последующем дети, гладя на букву, вспоминают пенек, паучка, паутинку и называют букву П. Одновременно с этим происходит развитие фонематического слуха, овладение более сложной формой фонематического анализа: дети учатся выделять первый звук в слове.
По такому же принципу придумывались сказки и стихи и про другие буквы. Некоторые стихи мы заимствовали у других авторов, но немного изменяли их, опираясь на сюжет сказки. Узнавать новые буквы детям помогали гномы и другие герои волшебного леса.
Знакомясь с буквой М, дети слушали сказку о том, как сломался мост.
М
Мост сломался под ногами гнома,
Но эта ситуация гному знакома.
Гном не огорчается,
А с горки катается.
В другой сказке дети, вместе с остальными гномами поздравляли гномика Фи с днем рождения и дарили ему торт.
Т
Гномы тортик испекли Фи на день рождения.
Этот тортик так хорош и на букву Т похож.
При знакомстве с буквой К гномам приходил клоун.
Гномы клоуна позвали,
Он их веселил.
Танцевал, играл он с ними,
А потом решил:
Показать красивую,
Букву К любимую.
Клоун вверх подбросил мяч,
Крутит обруч.
Вот циркач!
Этот клоун так хорош,
И на букву К похож.
Когда дети знакомились с буквой «Н», они рисовали из веревочек для гномов нового друга.
Н
Новый друг у нас хорош.
И на букву «Н» похож.
Ножки, носик у него,
Рисовать его легко.
Слоненок, который пришел в гости к гномам, познакомил ребят с буквой «с».
К гномам слон пришел играть,
Свою букву показать.
Хобот ловко закрутил,
Букву С так смастерил.
На каждом занятии дети проживают со сказочными персонажами различные сюжеты и события. Детей не оставляют равнодушными сказочные задания, которые они выполняют с помощью разных игр и пособий В.Воскобовича.
Решая задачи по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, мы используем «Эталонные фигуры Ларчик», Кораблик «Плюх-Плюх», Кораблик «Брызг-Брызг». Дети выполняют такие задания как, «Помоги гному выложить его песенку(слог)», «Отправь в плавание на кораблике слово «кот», дети выкладывают звуковую схему. ит.д.
Для развития оптико-пространственных и моторно-графических навыков мы используем Коврографы Мини-Ларчик, на которых дети с помощью волшебных, цветных веревочек рисуют новую букву.
В усвоении зрительного образа буквы нам также помогают игры «Шнур-Малыш», «Набор букв и знаков Ларчик», «Конструктор букв».
Сказочные персонажи игр В.В.Воскобовича помогают сделать занятие ярким и увлекательным. Слушая сказку, дети становятся активными участниками, взаимодействуя с героями, помогая им, придумывают слова на определенный звук, подбирают картинки.
Процесс обучения чтению детей с тяжелыми нарушениями речи- сложный, кропотливый, но благодаря игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», он стал увлекательным, ярким. Дети каждый раз с нетерпением ждут новую сказку, горят желанием познакомиться с новыми героями, помочь им или просто поиграть с ними в интересные игры.
Родители наших воспитанников тоже отметили, что дети в этом учебному году играя, быстро и легко, запомнили много букв. У ребят появились огромный интерес и желание быстрее научиться читать. Многие из детей в конце этого учебного года уже начали читать короткие слова, чему были очень рады родители.
Поэтому эту работу мы планируем продолжить и в подготовительной к школе группе. Будем придумывать новые сказки, и отрабатывать навыки чтения с помощью других развивающих игр В.В.Воскобовича. Это игры-эрудиты «Чтение через игру» - шнуровки :«Снеговик», «Ромашка», «Яблонька», «Парусник», графический тренажер «Игровизор», «Читайка на шариках». Ребята уже в конце этого учебного года начали знакомиться с этими играми.
Я уверена, что благодаря с играм В.В.Воскобовича у наших детей сформируется мотивационная готовность к школьному обучении. И сейчас играя, «читаючи» , в школе они будут читать, играючи.
Сказка "Знакомство с буквой К"
Посмотрите, ребята, однажды в гости к гномам пришел клоун. Ему лесные жители сказали, что гномы грустят, ничто их не может развеселить. Клоун решил исправить эту ситуацию. Он решил удивить и развеселить гномов, показав им интересное представление. Одной рукой клоун стал подбрасывать мяч, а на ноге крутить обруч. гномам стало весело!
Гномы клоуна позвали.
Он их веселил
Танцевал, играл он с ними,
А потом решил:
Показать красивую,
Букву К любимую.
Клоун вверх подбросил мяч,
Крутит обруч.
Вот циркач!
Этот клоун так хорош,
И на букву К похож.
А вы, ребята, увидели букву К?